Творчество обитателей Подвалов Оперы  
  || ГЛАВНАЯ || НОВОСТИ || МАГАЗИН || ССЫЛКИ || ФОРУМ || ГОСТЕВАЯ ||
|| ТВОРЧЕСТВО || ЭТАЖ 1 || ЭТАЖ 2 || ЭТАЖ 3 || ЭТАЖ 4 || ЭТАЖ 5 ||
 

Символы The Phantom of the Opera

Автор: Шарапова Александра (ака Кристина)


Символы отдельных предметов


1. Роза.

Огромное пространство всевозможных смыслов розы прекрасно описано у Дэна Брауна в «Коде да Винчи». Даже не хочется повторять их, исковеркивая его пространные описания. Символ женского начала, богини любви и красоты. Цветок тайны, который, будучи повешен на дверь, означает «не беспокоить», по римскому обычаю. Символ чаши Грааля, содержащую христову кровь. В более поздней культуре алая одиночная роза символизирует страстную и глубокую любовь. Иногда - неразделенную, и тогда роза – последний, самый яркий знак, с помощью которого несчастный влюбленный может выразить всю глубину своих чувств, перед тем как исчезнуть навсегда. Изящный, по-королевски-гордый цветок с шипами, окрашенный в кровавые цвета страсти; выражает как желание, так и неприступность женщины, и потому сводит всех с ума. Все довольно прозрачно. А вы представляете себе Призрака с ромашкой?

2. Скрипка.

Действительно, почему не флейта или лира? Скрипка - необыкновенный инструмент, - она изумительно подражает человеческому голосу, в оркестре она часто на первых ролях, в кабачках она бросает слушателей в безудержный вихрь танца или в глубокое сопереживание играющему. Ее центральный диапазон наиболее близок диапазону поющего голоса, по сравнению, например, с контрабасом. И все же скрипка стала тем, чем она стала, в XIX веке; когда из господских домов окончательно перекочевала на улицы. Иногда мы воспринимаем скрипку как участницу квартета или квинтета, но характер этого инструмента, наверное, самый «бунтарский» после барабана: борьба за индивидуализм и стремление царить в зале явно присущи звукам скрипки. А если говорить о ведущих сюжетных линиях, играемых скрипкой, то это - эмоции, чувства человека, его переживания – чаще романтического, любовного характера. Короче говоря, скрипка говорит на языке простых человеческих чувств, тогда как, например, органу свойственны более глубокие, духовно переживаемые уровни.

Призрак, играющий на скрипке – некоторая дань господствовавшему в XIX веке образу одухотворенного, «байронического склада» молодого человека – несчастного, бледного и необыкновенно тонко чувствующего. Чувства Призрака, вырывающиеся из-под смычка его скрипки, по описаниям, необыкновенно глубоки и сильны, из чего мы делаем вывод о том, что именно через этот канал выходят все переживания таинственного «человека в плаще». По сути, скрипка и музыка вообще – единственный способ выражения чувств для Призрака. А чувства в его явно, хм, не очень здоровой личности, как и следовало ожидать, занимают далеко не последнее место. Поэтому, возможно, для их максимального выражения Эрику нужен был самый эмоционально «сильный» инструмент.

3. Шкатулка.

Несмотря на кажущуюся «второплановость», этот символ сразу обращает на себя внимание. В фильме эпизоды со шкатулкой создают единую нить повествования, и вся история, по-сути, начинается с приобретения шкатулки, развертывается по мере ее движения к определенному месту, и завершается символической установкой на пьедестал. В мюзикле практически то же самое. В самой истории шкатулка выступает в двух важных местах: ее музыка поутру будит Кристину и в финале играет завершающим аккордом для Призрака.

Символическая роль шкатулки здесь ясна: идея вместилища, чего-то секретного и скрытого от глаз других. Но эта шкатулка не так проста, как кажется – на ней сидит обезьянка в восточной одежде и играет в тарелочки в такт музыке. Не куколка, не клоун, а именно обезьянка. Причем не в платье или смешном костюмчике, а в восточной одежде. На наш взгляд, - достаточно прозрачный намек на самого мастера; не зря же говорят, что каждое творение несет на себе особенности создателя… По-сути, это герой-дублер Эрика, как ни странно это звучит. Его взгляд на самого себя; автопортрет, не замутненный скрытыми смыслами теории музыки, как его «Дон Жуан»; не хитро устроенный потайной люк, за которым можно, но трудно усмотреть личность Эрика. Маленькая обезьянка в восточной одежде, напоминающей о молодости и, быть может, об ином взгляде на мир; сидящая на шкатулке и как заведенная хлопающая в свои тарелочки – вот представление Призрака о самом себе. Обезьянка, не сходящая с места (а ведь гений Призрака мог создать ходячую куклу), словно охраняющая что-то важное, или просто не сумевшая освободиться от груза прошлого для того чтобы встать. Обезьянка в одежде – несчастное цирковое животное, которое всю жизнь принуждено копировать повадки людей. Но – что это? Из шкатулки доносится настоящая музыка: грустная, но светлая лирическая тема маскарада, говорящая о необходимости скрывать лицо, чтобы тебя не узнавали, и вообще об иллюзорности всех человеческих отношений, - так вот о чем думает рыжая обезьянка, бесстрастно стучащая в медные тарелочки..? Не правда ли, что-то напоминает…
Поэтому обезьянка не поет, а лишь стучит в свои тарелочки: нужно, чтобы никто не знал, что ты чувствуешь, и что находится внутри твоей шкатулки. Пусть все смеются над цирковой обезьяной. Маскарад!

Кристина просыпается в Подвалах под звуки именно этой музыки, и это не случайно: ее сон – даже не сон как таковой, а переход в иное состояние сознания, начавшийся обмороком. Заметим мимоходом, что сознание Кристина теряет при виде себя самой в качестве невесты Призрака. Присутствует метафора, по которой Кристина попросту начинает видеть себя по-другому, и это новое восприятие кажется ей даже живее, естественнее, чем прежнее. Призрак воспринимается в очень волшебных тонах, что явно не в пользу Рауля. Естественно, разум противится этому, возникают жуткие картины, внутренний конфликт, непринятие этого образа себя, - как результат, Кристина падает в обморок. Но это к слову.

Так вот, музыка маскарада из шкатулки возвращает Кристину в состояние равновесия, или реальности. Кажется, она понимает вдруг всю двойственность образа Призрака, и за волшебным образом начинает видеть шкатулку с обезьянкой. Поэтому она, словно в трансе, идет и снимает маску с Призрака. По сути, этого было и не нужно. Она это делает лишь чтобы удостовериться в том, что она поняла только что с пробуждением, - в истинной сущности Эрика.

Шкатулка блестяще возвращается в финале: ее постепенно останавливающаяся музыка символизирует и некий итог жизни мастера, после чего она надолго смолкает. Но не навсегда, и волею судеб (о, боги!) автопортрет Эрика оказывается однажды руках его самого заклятого врага; который, однако, понимает, что вещь переживет и его… И шкатулка играет о чувствах того, кого давно нет.

Шумахеровский же подход к шкатулке может еще и символизировать переосмысление Раулем своего отношения к Призраку: мы видим как со временем ушло чувство ревности, и миссия с установлением шкатулки на могиле Кристины предпринята Раулем именно в связи с этим переосмыслением. Что значительно прибавляет уважения к нему.

4. Кольцо.

Символ древний, как мир, - несомненно присутствует в П.О. достаточно ярко. Кольцо - символ бесконечности, объединения, небесного союза, - и каждое из этих значений может раскрываться на многих страницах. В П.О. этот символ часто прозрачен, нам же здесь важно проследить переход кольца от одного владельца к другому. В самом деле, меня всегда интересовала история с кольцом. Сначала Рауль дарит Кристине кольцо. Потом Призрак его срывает с нее. Через некоторое время он надевает кольцо ей, она его теряет. Он его находит и возвращает ей в конце. В финале мюзикла Кристина опять отдает кольцо Призраку. Сложная история. Однако, это еще не все: скрытые догадки удивительно подтверждаются фильмом Шумахера: похоже, что они передают друг другу одно и то же кольцо – кольцо, которое Кристине подарил РАУЛЬ!

Просто объединяющее начало всегда одно. Не бывает двух бесконечностей. И не каждому дано стать источником этого объединения. Не каждый способен ковать кольца счастья. И потому многие из нас просто ждут, пока можно будет сорвать с кого-нибудь кольцо, чтобы потом его подарить. И это ни хорошо, ни плохо. Как грустно и безысходно.

5. Люстра.

Один из важных символов, которые не хочется упускать. Люстра – источник света, в некотором смысле аналог солнца, - и потому в ее падении много пересечений с Апокалипсисом. Мифы о падении Солнца на Землю встречаются. Месть Призрака, сродни мести богов, состоит не столько в падении люстры, сколько в последствиях: паника, тьма, пожар. Эрик явно страдает манией величия, ведь из всех эффектных способов устроить ту же панику он выбрал именно этот.

Но в падении люстры есть и еще один момент: разрушение иллюзии безопасности; того, что Солнца, как и люстры, с неба не падают, потому что этого не может быть. Несчастья не сыплются на человека просто так, он должен обязательно их заслужить. Иллюзия… которую как никто другой, понимал Эрик, в отличие от большинства. И потому падение люстры – своеобразный урок всем тем, кто верит в справедливый мир. Трудно сказать, думал ли об этом Призрак, будучи ослеплен ревностью, или нет, - но, вполне вероятно, падение люстры не прошло незаметно для зрителей.

6. Орган.

Мы уже упоминали скрипку как инструмент выражения эмоций Призрака, однако своего «Дон Жуана» он сочинял на органе. На наш взгляд, орган представляет собой просто символ одиночества: его уникальность и мощь не поддается описаниям. В соборах орган установлен высоко, на хорах, далеко от толпы молящихся. У Призрака орган сокрыт глубоко под землей (впрочем, тоже далеко от людей). Звук органа связывают со всем духовным, возвышенным, мудрым и непреложным, что есть в человеке от Бога. У Эрика орган производит скорее дьявольскую, чем угодную Господу музыку. Почему же именно так?

Эрик противостоит обществу с его моралью и хитрыми уловками, и самый одухотворенный инструмент он заставляет звучать как демонический; не издеваясь над музыкальными сановниками, не просто выражая свое видение мира, но – создавая зло, которое только и может уравновесить добро. Да, его музыка не слащава и не добра. Но зло для него – просто другая сторона медали, которую способны видеть (а тем более воспевать) немногие. Мы создаем добро, пытаясь искоренить зло. Призрак действует иначе: он создает зло, но! – чтобы наступила гармония, а не чтобы оно восторжествовало над добром. Эрик понимал относительность этих понятий…

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>>

 
 
 
                                 
Hosted by uCoz