Творчество обитателей Подвалов Оперы  
  || ГЛАВНАЯ || НОВОСТИ || МАГАЗИН || ССЫЛКИ || ФОРУМ || ГОСТЕВАЯ ||
|| ТВОРЧЕСТВО || ЭТАЖ 1 || ЭТАЖ 2 || ЭТАЖ 3 || ЭТАЖ 4 || ЭТАЖ 5 ||
 

Символы The Phantom of the Opera

Автор: Шарапова Александра (ака Кристина)


Символ в образе Кристины


1. Распущенные вьющиеся волосы.

Достаточно странно для того времени, и удивительно хорошо прижившиеся в постановках. Почему пришлось пойти вразрез существовавшим правилам приличия и распустить Кристине волосы?

Вообще любая прическа создает ощущение контроля, тогда как распущенные волосы – возврат к природе, к первозданности и свободе. Возможно, для того, чтобы показать Кристину как девушку необыкновенной живости и чувств, необходимо было волосы распустить. А для придания образу романтизма, - и завить. Кристина при всем этом – не просто образ воздушной девушки, в ней проглядывается древний образ интуитивной, первозданной женщины, тонко чувствующей и слушающей свое сердце. Ее мудрость воплощена в глубоком переживании всего, что с ней происходит, для нее неприемлемы рамки цивилизации, нормы, правила. Она не из тех, кто говорит «это не принято и я этого не сделаю», - а такая женщина не может носить удушающие корсеты и глупые кринолины, а ее волосы предоставлены свободному ветру.

Если же подойти к символике с точки зрения юнгианского направления психологии, то каждый символ можно рассмотреть как некоторую внутреннюю часть «я» героя, воплощение какого-то его качества – так, что история в целом характеризует всю личность с ее сложной внутренней структурой. Рассмотрим некоторые наиболее простые и общие символы (некоторые, например, роза, могут трактоваться очень по-разному в зависимости от отношения к ним самого Эрика. По-хорошему, необходимо знать отношение Эрика к каждому из идущих ниже символов, но увы…).

Тогда шкатулка может пониматься как некий скрытый опыт, скорее негативный, который хранится давным-давно, с детства и является непонятным даже для его владельца. То есть это нечто забытое, но хранящееся в психике и способное однажды раскрыться.
Зеркало в контексте Эрика - напоминает карающую за нарушение правил, преследующую часть. Ее наказание – в ужасном отражении «ты плохой». Второе его возможное значение – бессознательные трансперсональные переживания, сходные с мистическим опытом, создающие внутреннюю «необычность» Эрика. Однако в конце мы видим нарушение этих глубоких бессознательных структур (разбитые зеркала).

Озеро и дом на озере – озеро может означать самую глубинную составляющую его души, интуицию, внутреннее ядро личности. У Эрика оно окружено туманом, свечами, черепами, что может говорить об очень серьезных процессах, происходящих в бессознательном. По крайней мере, оно у него точно не спит, как у некоторых. Если вспомнить, что бессознательное часто выплескивается в искусстве, происхождение гениальности Эрика ясно после понимания символического значения озера. Впрочем, это озеро можно считать просто необычным, но нормальным. Грань между патологией и нормой зыбка…

Дом – глобальный символ юнгианства, связывается с представлением человека о самом себе (дом – это и есть вся его психика в целом), о предках и связи поколений, об отправной точке, куда можно всегда вернуться. По РОТО дом имеет очень ненормальное строение, о чем говорилось выше; что, собственно, в этом контексте и понятно. Безобидный дом-витрина, оказывается, многое говорит о его владельце.

Занавеси, плащ, маска представляют стремление «закрыться» от других, выставить «ложную личину», обмануть, защититься. Может быть, это роли, которые Эрик играл в ходе общения с людьми, а может, и части, отвечающие за сохранность его личности, - защиты, включающиеся автоматически в опасных ситуациях, чтобы не подвергать опасности хозяина.

Свеча, люстра и музыкальные инструменты выступают часто союзниками души на пути поиска и развития. Они освещают путь извне (свеча, люстра) и проявляются в качестве творчества и интуиции - изнутри (орган, скрипка). Это, в каком-то смысле, внутренние ресурсы Эрика, то, что у него никто не отнимет. Поэтому инструменты так полны внутренней силы по звучанию, а свечи появляются в бесчисленных количествах. Другое дело, что люстра - и та падает, а в сознании эти бессознательные ресурсы проявляются слабо и выражаются в основном через творчество, - впрочем, все же поддерживая у Эрика тягу к жизни.

Черный и красный, а также символ кольца создают непрерывный круг жизнь-смерть-жизнь, символизируют круговорот и возвращение на круги своя, а также бесконечность.
В итоге мы видим человека чувствительного, обладающего достаточно причудливым воображением и, возможно, мышлением. Этот человек пережил очень сложные времена, оставившие в его психике неизгладимые следы. Впрочем, его бессознательное не только содержит страшные картины, но и выступает мощным источником творческого развития, а поскольку человек следует веяниям души (часто делающими его поведение, увы, довольно странным), интуиция его редко подводит, он очень чуток к происходящему. Внешне он демонстрирует некоторую деятельность, но глубинные уровни его личности претерпели стойкие изменения, что придает всей личности определенные черты – в частности, уход от отношений с другими в творчество, центрирование на себе и своих странных внутренних переживаниях. Сильно нарушено представление о себе, личность разделена на отдельные фрагменты, - как следствие, все последующие отношения этого человека вряд ли могут быть здоровыми, а развиваться будут по типу компенсации – он будет скорее искать другого с противоположными характеристиками, чтобы дополнить свое «я» его чертами в попытках достигнуть иллюзорной целостности.

Разумеется, все это достаточно примерно и зная историю П.О. Из одних символов вряд ли можно было выяснить вышесказанное, зато это становится кристально ясно из мюзикла и книги, где четко описан тип отношений Эрика с другими.

На этом символы, разумеется, не кончаются, а только начинаются: ведь наше бессознательное включается в рассуждения не сразу, и сознание ловко лавирует между действительно важными символами, обращая наше внимание на второстепенные… Вчувствуйтесь в историю Призрака Оперы. Может быть, главный ее, только ваш, символ еще не описан?..

Страницы: <<< | 1 | 2 | 3 | 4 | >>>

 
 
 
                                 
Hosted by uCoz