|| ГЛАВНАЯ || НОВОСТИ || МАГАЗИН || ССЫЛКИ || ФОРУМ || ГОСТЕВАЯ || || ТВОРЧЕСТВО || ЭТАЖ 1 || ЭТАЖ 2 || ЭТАЖ 3 || ЭТАЖ 4 || ЭТАЖ 5 || | ||||
Символы The Phantom of the OperaАвтор: Шарапова Александра (ака Кристина) Комментарий автораВ настоящем сочинении автор не претендует на однозначность трактовок, а лишь представляет свою точку зрения на символическое и психологическое содержание некоторых ставших привычными и узнаваемыми предметов, без которых история Призрака Оперы не была бы таковой. Расшифровка символов – очень субъективное занятие, поэтому в сочинении часто представляются альтернативные и даже противоречивые смыслы. Выбор предметов-символов случаен, и автор предполагает существование других, незамеченных им либо не заинтересовавших его. Автор просит также отнестись с пониманием к его замечаниям и иронии по отношению к Призраку и утверждает, что сам является большим поклонником этой удивительной истории. Символы предметов, составляющих общую атмосферу1. Бесчисленные свечи. Свечи повсюду, где только можно представить: в массивных канделябрах, часто – с сильными наплывами воска, в подсвечниках и просто так, даже появляющиеся зажженными из воды. У г-на Леру нет таких явных упоминаний о громадном количестве свечей в доме Эрика. Не говоря уже о том, что открытый огонь – весьма опасно для любого театра, тем более когда свечи находятся в соседстве с пороховыми бочками. К тому времени, когда описываемые события имели место :), Опера освещалась газом, который, кстати, проходил где-то возле того самого котлована, где жил Эрик. Отсюда делаем вывод, что свечи – задумка исключительно постановщиков и частично – самого сэра Уэббера. Свеча - символ чего-либо тайного, проявляющегося только с наступлением сумерек. Символ веры и духовности, и в то же время - тьмы, ритуальных магических процессов (так, to hold a candle to the devil - свернуть с истинного пути), одиночества – и незримого союзника. Символ скорби, слез и молитвы, символ света и надежды. Так, свеча как символ света в пути встречается в РОТО и на пути Кристины из артистической к озеру, и в путешествии к дому Призрака. И все же свеча содержит в себе много противоречивых смыслов. Оставим фрейдистские толки: свеча – не повод, чтобы лезть в личный психоанализ Эрика. Вероятно, горящая свеча – один из самых главных символов POTO, так как никакой другой предмет не задействован в мюзикле в таком огромном количестве. Вспомним также зеркала и гладь озера, которые в отражении еще больше увеличивают количество свечей. А в фильме вывели свечу с розой на первый план в начале и в конце. Кстати, забегая вперед: свеча и роза – в каком-то смысле символическое объединение мужского и женского начал!.. Эндрю Ллойд Уэббер весьма религиозен, это стоит вне всяких сомнений. И, конечно, как каждый верующий человек, видел большое количество свечей внутри соборов. Поэтому хотя об истинной природе этого символа мы не будем строить догадки без проникновенной беседы с сэром Уэббером, наиболее подходящий вариант на наш взгляд – то, что свечи позволяют жилищу Призрака приобрести характер мистического храма-приюта для одинокой души, возможно, свернувшей с истинного пути… Неизменный атрибут модниц, с давних пор этот предмет разоблачает обманные мысли людей о своей внешности, хотя с его же помощью совершается обман более масштабный: фокусы, создающие иллюзии с помощью зеркал, магические сеансы с «зеркальным коридором», легенды о вампирах, не отражающихся в зеркале, зазеркалье со своими духами… Зеркало двинуло оптику далеко вперед; благодаря игре с отражением света в зеркале появились новые приборы. И все же есть определенная магия в плоском отражении, что порождает идеи о том, что зеркало показывает искаженно, что отражение всегда отличается от объекта, что в зеркала попадаются души недавно умерших людей, что оно может безвозвратно «похитить» человека… По крайней мере, если внимательно смотреть в глаза своему отражению, через некоторое время можно достигнуть измененного состояния сознания. Mirror от miracle – чудо, или от mire - трясина, втягивать? Что может скрываться за таким, казалось бы, безобидным предметом, как портьера? Да все, что угодно. Потому что ее назначение – скрывать. Занавеси в театре – это тайна в тайне: за ними скрывается и сцена, и заплатка в декорациях, и портрет, который откроют в последнем акте, - и зеркала в соседстве со статуей невесты. Кстати, вспомним черный траурный креп, который Призрак опускает на ложе Кристины. Портьеры красного бархата к тому времени уже вышли из моды, и были возвратом к недавним временам, так сказать, изысканной классикой. Бархат передает ощущение чего-то мягкого, изысканного и основательного, а цвет так и притягивает глаз. При всем том именно здесь проглядывает символика чего-то, скрытого за красными мягкими складками и витым помпезным шнуром с тяжелой кистью на конце... Основатель психоистории Ллойд де Моз усмотрел бы в этом случае явный намек на развивающийся во чреве матери плод, связанный с ней пуповиной. Таким образом, портьера играет роль защиты человека от внешнего мира, возвращая в прекрасное время, когда… впрочем, оставим это де Мозу. Скрытые смыслы, повлекшие за собой портьероманию Эрика, нам неизвестны. И все же не будем отрицать и ее защитной функции, пусть это ткань, а не железные двери. Кстати, заметим, что в жилище Призрака нет ни одной двери; и снова предположим, что не только из прагматично-эстетических соображений Шумахер их игнорировал (ведь у Леру двери и дверцы в доме Эрика – просто на каждом шагу!). Нет, Призрак признает единственный род дверей: зеркала. По сути его появление и исчезновение связаны с зеркалами-дверями, но это уже символ дверей, оставим его. Присутствует здесь и некая кричащая театральность, из серии «поднимаем покрывало - ап! – и вот наш кролик!». Поскольку Призрак – мастер фокусов, возможно, ему просто было удобно украшать дом развешанными повсюду портьерами, маскировать потайные ходы и чувствовать себя более комфортно, отгораживаясь от мира занавесками… 4. Дом и озеро. Подземное озеро у Леру примыкало к дому Эрика. РОТО растиражировал иную картину: озеро, плавно переходящее в дом, символически отгораживающийся решеткой. Даже здесь у дома нет двери, и по сути, весь он представляет собой панораму, сцену, витрину, но никак не дом. Граница между вне и внутри всегда рассматривалась как поддержка целостности системы, будь то дом или сознание человека; поэтому, хотя в фильме порой совсем мало пересечений с Леру, психика архитектора такого сооружения вызывает много вопросов, если не подозрений. По сути демонстрируется проницаемость своего «я» для обозрения других, а также маниакальное стремление не впускать никого внутрь (вы видели столь дико запрятанные дома?), что уже есть уклон в шизофренические черты – но не будем об этом. Цветовая гамма РОТО производит невеселое впечатление. Сочетание красного и черного в похоронных обрядах некоторых культур связывает эти цвета с темой смерти. Однако в жизни оно встречается часто, и является традиционным цветовым сочетанием, где несет несколько иную смысловую нагрузку. Так, черный и красный в одежде предпочитают люди в моменты решительности, силового или внутреннего превосходства, эти цвета придают четкость, заметность, магнетизм и страсть, не оставляя места сомнениям или слезам. Вопреки существующему убеждению, черный и красный не противоположны друг другу: по цветовому кругу противоположные друг другу цвета, цвета конфликта, – это красный и зеленый. Заметим, что Призрак вовсе не всегда одет в черное или красное, однако с ним сразу ассоциируются эти цвета. Почему он окружает свое пространство черным и красным? Черный существует в нашей традиции как нечто основополагающее, - земля, например. Это то, откуда все появляется и куда уходит. Черный – цвет начала и конца; тогда как красный – цвет жизни, страсти, желания. Таким образом, черный и красный вместе характеризуют как реальную человеческую жизнь, так и все то, что этой жизнью не является, будь то смерть, потустороннее существование или происходящее в другой галактике. Жизнь и не-жизнь одновременно. Такой трансцендентный смысл подчеркивает некую «двустороннюю» реальность Эрика: человек - нечто нематериальное: ангел/дьявол/призрак на выбор… Тематика смерти тоже представлена в этом сочетании, она усиливается и символами черепов, свечей. Здесь (следуя за Леру) постановщики наделяют Эрика отношением к себе как к «живому мертвецу» и стремлением окружать себя реальностью, подтверждающей это.
| ||||